Сегодня все больше и больше людей начинает интересоваться этим вопросом. И задумывается, где и как этому самому яхтингу можно обучиться.

Мне ситуация представляется следующей.

На первом этапе стоит определиться, зачем вам вообще это нужно. То есть, достаточно ли вам просто приобрести соответствующие навыки или необходимо еще и их документальное подтверждение.

Допустим, вы задумались о покупке собственного плавсредства. Тогда, по большому счету, "права" на его вождение вам вообще без особой надобности: океан, Слава Богу, никому пока не принадлежит, и гаишники по нему не лазят. Есть кое-какие тонкости (в частности, связанные со страховкой, если пожелаете озаботиться), но в целом ... Найдите людей, которые подучат. Походите в составе совместных экипажей (предложений масса - часто ищут спутников с целью как получения лишней пары рук и глаз на борту, так и для того, чтобы снизить финансовые расходы при совместной аренде лодки). Как почувствуете достаточную уверенность в своих силах - покупайте.

Другое дело, если вы желаете периодически самостоятельно брать судно в аренду. В этом случае соответствующая лицензия необходима.

Именно здесь у людей обычно и возникают сложности: какую систему обучения выбрать?

Яхтенных ассоциаций в мире много. Например, традиционно сильна французская школа, вполне достойное обучение можно пройти по стандартам нашей ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и так далее.

Однако, на первый план выходит широта признания полученного вами по итогам обучения документа. И с этих позиций рекомендую обратить внимание на "гранаты" следующих трех "систем".

1. ASA (American Sailing Association)

Множество школ в Западном полушарии, единичные - в Восточном. Обучиться до уровня, позволяющего брать яхту в аренду, можно в ускоренном темпе - дней за 10.

Имеет смысл связываться, если вы живете (планируете жить) именно в Западном полушарии. Для россиян достаточно неудобно - в первую очередь, весьма ограниченным количеством учебных центров поблизости от Родины.

2. RYA (Royal Yachting Association)

Британская система обучения - старейшая (существует уже более века) и наиболее, пожалуй, уважаемая в мире. Сертификаты признаются повсеместно. Школ в Европе и "окрестностях" много.

Минусы: Во-первых, обучаться придется на английском. Во-вторых, все очень академично - ускорить ничего нельзя. В частности, для получения первой дающей на что-то право реальной бумажки учиться придется полмесяца, не меньше.

3. IYT (International Yacht Training)

Молодая (организована в конце 90-х) и предельно "маркетингово-агрессивная" американская контора. Школ - огромное количество (только в России - больше двух десятков) и продолжают плодиться как грибы. Сертификаты признаются очень широко.

Наиболее частый выбор наших соотечественников, ибо:

1) Можно учиться на родном языке;
2) Существует возможность ускоренного обучения до уровня Bareboat Skipper (10 дней), что уже позволяет самостоятельно брать яхты в аренду;
3) Удобный подбор школы неподалеку плюс возможность изучать теорию и сдавать ее он-лайн;
4) Возможность проходить практику в целом ряде европейских стран, включая безвизовые Турцию и Черногорию.

Вкратце - примерно так. Если что - думайте.